Профилактика нарушений осанки у студентов.

 

Одним из необходимых условий нормального развития организма является правильная осанка, которая служит важным показателем физического развития и здоровья детей и подростков.
Осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Осанку надо рассматривать как двигательный навык, то есть определенный комплекс условных рефлексов, обеспечивающий сохранение привычного положения тела. Осанка относится к группе навыков, трудноформируемых и быстро разрушающихся при отсутствии самоконтроля и контроля со стороны родителей, учителей и медицинских работников.
Виды осанки :
а — нормальная;
б — сутуловатая;
в — лордотическая;
г — кифотическая;
д — выпрямленная.
Осанка считается правильной, если при стоянии и ходьбе естественные изгибы позвоночника ребенка выражены умеренно, он свободно без напряжения держит голову и корпус. При правильной осанке лопатки расположены симметрично, плечи равномерно опущены, слегка развернуты и находятся на одном уровне, грудная клетка симметрична относительно средней линии, живот подтянут, ноги прямые.
Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями осанки, которые сами по себе не являются заболеванием. Часто нарушения осанки бывают связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата.
Неправильная осанка отрицательно сказывается на работе многих органов и систем всего организма: ухудшается деятельность органов дыхания, сердца и всей системы кровообращения, органов пищеварения и т.д. Это в свою очередь, приводит к быстрому утомлению, снижению работоспособности, частым головным болям.
Причин нарушений осанки много. Это и хронические заболевания, ослабляющие организм, и недостаточное пребывание ребенка на воздухе, и малая двигательная активность, нарушения режима питания и состава пиши. К числу наиболее значимых причин нарушения осанки относится неправильное привычное положение тела при чтении и письме, во время занятий или игры на компьютере, при просмотре телевизионных передач. Неправильно подобранная одежда и, особенно, неудобная обувь, несоответствие ученического стола и стула росту ребенка также ведут к нарушению осанки.
Для профилактики нарушений осанки важно соблюдать ряд несложных правил:
1. Постель должна быть жесткой, ровной, устойчивой с невысокой подушкой. Нельзя спать на мягком прогибающемся матраце. Желательно приучиться спать на спине или на боку, но не свернувшись «калачиком». Приходя из колледжа, нужно лечь отдохнуть час-полтора для того, чтобы дать отдых мышцам спины и освободить на время от нагрузки позвоночник.
2. Необходимо правильно организовать рабочее место для приготовления домашних заданий:
освещение должно быть рассеянным и достаточным, свет должен падать слева; высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола было около 30 см (если поставить руку на локоть, то средний палец должен доходить до угла глаза); высота стула должна быть такой, чтобы между бедром и голенью свободно стоящей на полу ноги образовался угол 90 градусов; желательно иметь опору для спины и стоп, чтобы не вызывать дополнительного мышечного напряжения при длительных занятиях.
3. Необходимо выработать правильную рабочую позу во время письма и чтения с постоянным самоконтролем или контролем со стороны учителей и родителей. Правильная рабочая поза во время занятий обеспечивается рациональной опорой и симметричным положением туловища, рук и ног.
Правильная, симметричная установка одинаковых частей тела производится последовательно:
— стопы располагают на подставке (опоре); колени под столом устанавливают на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым углом)
— сидеть следует так, чтобы соблюдалась равномерная опора на обе половины таза; туловище должно опираться на спинку стула; между грудью и столом оставляют расстояние 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь);
— предплечья симметрично и свободно, без напряжения, лежат на столе, плечи на одном уровне; голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см; при письме тетрадь должна лежать под углом 30 градусов, нижний левый угол листа, на котором пишет ребенок, должен соответствовать середине груди; проверить правильно ли вы сидите, можно так:
4. Через каждые 35-45 минут занятий нужно делать короткий перерыв, во время которого нужно выполнять упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук, с мыши туловища.
Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук
Исходное положение — стоя или сидя, руки на поясе. На счет 1 — правую руку вперед, левую вверх; 2 — переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп выполнения упражнения — средний.
Исходное положение — стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. На счет 1-2 — свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3-4 — локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.
Исходное положение — сидя, руки вверх. На счет 1 — сжать кисти в кулак; 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Упражнения для снятия утомления с мышц туловища
Исходное положение — стойка ноги врозь, руки за голову. На счет 1 — резко повернуть таз направо; 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
Исходное положение — стойка ноги врозь, руки за голову. На счет1 -3 — круговые движения газом в одну сторону; 4-6 — то же в другую сторону; 7-8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
Исходное положение — стойка ноги врозь. На счет 1-2 — наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх; 3-4 — исходное положение; 5-8 — то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
5. Необходимо бороться с порочными позами, такими как косое положение плечевого пояса при письме (когда левая рука свешена со стола); косое положение таза (нельзя сидеть с ногой, подложенной под ягодицу), с привычкой стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене.
6. Портфель же или сумку не рекомендуется носить в одной и той же руке, надо чаще перекладывать его из одной руки в другую. Можно взять за правило: идя в колледж, сумку держать в правой руке, а домой — в левой.
Нельзя носить учебники в спортивных сумках на длинном ремне через плечо — в этом случае вся тяжесть падает на одно плечо, что приводит к нарушению осанки. Необходимо перекладывать сумку с плеча на плечо.
Важно научиться контролировать свою осанку. Это можно сделать, встав к стене, плотно прижавшись затылком, лопатками, ягодицами и пятками, слегка приподняв подбородок. Необходимо постараться за помнить мышечные ощущения при таком положении тела. Если в течение дня 3-4 раза осуществлять подобный самоконтроль и стараться удерживать такую позу, то это благоприятно отразится на осанке.
8. Необходимы ежедневные прогулки. Общая продолжительность пребывании на свежем воздухе для младших школьников должна составлять 3-3,5 часа, для учащихся средних классов — 2,5-3 часа, для старшеклассников — 2-2,5 часа в день.
9. Огромное значение имеют занятия физкультурой, способствующие укреплению мышц: это и ежедневная утренняя зарядка, и специальные упражнения, развивающие правильную осанку, и уроки физкультуры в школе, и занятия в спортивных секциях.
Все эти незначительные на первый взгляд детали имеют огромное значение для профилактики нарушений осанки. Только при совместном усилии самих учащихся, родителей, педагогов и медицинских работников можно предотвратить появление отклонений в правильной осанке и тем самым сохранить здоровье детей.

Помните, что правильная осанка — это и здоровье, и красота!