РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 По работе спортивной секции

фитбол-гимнастика

Содержание

Пояснительная записка.

Общая характеристика «Фитбол-гимнастика».

Результаты освоения программы.

Содержание программы.

Теоретическая часть.

Практическая часть.

Тематическое планирование.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы «Фитбол-гимнастика».

Рекомендуемая литература.

Приложения

Приложение 1. Календарно-тематическое планирование.

Приложение 2. Оценка уровня физических способностей студентов.

Приложение 3. Требования к результатам обучения студентов.

Приложение 4. Требования к фитбол-гимнастике.

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Фитбол-гимнастика» предназначена для организации занятий по физической культуре в профессиональных образовательных организациях.

В настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья студентов. У большинства студентов имеется аномалия осанки, деформация стоп, увеличивается чистота тяжких форм сколиоза и многое другое. Ещё одной причиной ухудшения здоровья является снижение двигательной активности. Поэтому педагоги видят выход из данной ситуации, используя новые подходы в организации занятий физическими упражнениями. В связи с этим одним из путей в решении проблем оздоровления студентов и профилактики различных заболеваний являются занятия по фитбол-гимнастике.

Рабочая программа дополнительного образования «Фитбол-гимнастика» помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности студентов с помощью правильного планирования тренировочного процесса. В основу планирования положены знания, базирующиеся на научных экспериментах, выполненных в различных отраслях науки, таких как физиология, психология, спортивная медицина. Разработанная программа включает в себя следующие комплексы занятий: ритмическую гимнастику, аэробику, релаксирующую гимнастику, пилатес на мячах и др.

Общая характеристика «Фитбол-гимнастика»

Фитбол — мячи большого размера – появились сравнительно недавно, хотя с древнейших времен в культуре любого народа мяч использовался в качестве развлечения. Фитбол в переводе с английского означает «мяч для опоры», который используется в оздоровительных целях.

Упражнения на мячах уникальны по своему воздействию на организм занимающегося и вместе с тем, вызывают большой интерес у студентов.

Вибрационное воздействие мяча, на организм занимающегося имеет обезболивающеедействие, активизирует регенеративные процессы, поэтому применяется при реабилитации послетравм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Вибрация благоприятно воздействует на позвоночник, суставы и окружающие ткани, что способствует профилактике и коррекциинарушений осанки. Также она способствует лучшему оттоку лимфы и венозной крови, увеличивает сократительную способность мышц, оказывает стимулирующее воздействие на функцию коры надпочечников, усиливает перистальтику кишечника, функцию желудка, печени, активизирует обмен веществ, улучшает работу сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем организма.

Упражнения, сидя на мяче по своему физиологическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний как остеохондроз, сколиоз, неврастения и множество других. Они так же тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, содействуют развитию двигательных способностей и повышают положительный эмоциональный фон занятий.

Мяч по своим свойствам многофункционален в программах фитбол-гимнастике может использоваться как предмет, тренажёр или опора. Комплексы упражнений на мячах, в зависимости от поставленных задач и выбора средств, могут иметь различную направленность:

— для укрепления мышц рук и плечевого пояса;

— для укрепления мышц спины и таза;

— для увеличения гибкости и подвижности суставов;

— для развития функции равновесия;

— для расслабления и релаксации и др.

Форма занятий — групповые тренировки. Программа предусматривает проведение занятий 3 раза в неделюпродолжительностью 2 часа, в группе наполняемостью 10-15 человек.

Упражнения на мячах доступны всем, независимо от возраста и состояния здоровья, даже людям, имеющим заболевания суставов ног, страдающим избыточным весом и другими заболеваниями. При занятиях фитбол-гимнастикой сердечно-сосудистая система организма работает в щадящем режиме, ударная нагрузка на суставы ног гораздо меньше, чем при других аэробных тренировках. Мяч создает хорошую амортизацию, и поэтому во время динамических упражнений на нем осевая нагрузка на позвоночник менее интенсивна, чем при ходьбе. Занимаясь фитбол-гимнастикой, студенты меньше болеют, у них улучшается осанка, внимание, настроение, появляется чувство радости и удовольствия. На положительном эмоциональном фоне быстрее и эффективнее проходит процесс обучения двигательным умениям и навыкам.

Цель программы

Развивать физические качества и формировать потребность к собственному здоровью, стремления к активным занятиям физической культурой и спортом, физической красоте, душевной и физической гармонии, организация досуга студентов.

Задачи:

  • обогащение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями избранных фитнес — занятий, использования их вкачестве средств укрепления здоровья;

  • совершенствование функциональных возможностей организма;

  • повышение работоспособности совершенствование основных физических качеств.

Как и в любом виде двигательной активности, на занятиях фитнес-гимнастикой решаются три основных типа педагогических задач:

  • воспитательные — развитие позитивного отношения к движению, привлечение студентов к увлекательному миру музыки, фитнеса и здорового образа жизни;

  • оздоровительные — укрепление здоровья, нормальное физическое и психическое развитие, формирование ценностного отношения к своемуздоровью;

  • образовательные — формирование устойчивых мотивов, развитие и реализация индивидуальных способностей

Основное содержание программы по «Фитбол-гимнастике» реализуется в процессе теоретических и практических занятий и представлено двумя разделами: теоретическая часть и практическая часть.

Теоретическая часть направлена на осознание студентами значения здорового образа жизни и двигательной активности в профессиональном росте.

Практическая часть предусматривает организацию учебно-тренировочных занятий.

Учебно-тренировочные занятия содействуют укреплению здоровья, развитию физических качеств, повышению уровня функциональных и двигательных способностей организма студентов, а также профилактике профессиональных заболеваний.

Контрольные нормативы по фитбол-гимнастике студенты сдают в начале и в конце (октябрь-май) учебного года для оценки преподавателем их функциональной и двигательной подготовленности, в том числе и для оценки их готовности к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

Результаты освоения программы

Программа предусматривает формирование у студентов знаний, умений и навыков.

1. Студенты должны знать и понимать:

  • правила безопасного поведения;

  • правила выполнения базовых движений и элементов трудности;

  • смысл спортивной терминологии;

  • основные понятия музыкальной грамоты;

— цели, задачи, особенности содержания современных направлений фитнеса.

2. Студенты должны уметь:

  • контролировать в процессе занятий свое телоположение, осанку,
    основные функциональные показатели: артериальное давление, пульс, дыхание;

  • составлять и выполнять аэробные, силовые комплексы с учетом индивидуальных особенностей;

  • осуществлять наблюдение за своим развитием и индивидуальной физической подготовленностью:

— составлять графики личных достижений;

— соблюдать правила безопасности и принципы оздоровительной тренировки;

— использовать современный спортивный инвентарь и оборудование.

3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, повседневной жизни:

— для повышения работоспособности, укрепления здоровья;

— для проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств;

— для включения занятий фитнес – аэробикой в активный отдых и досуг.

Выполнение программы рассчитано на 1 год обучения. Формы контроля: тестирование, тесты-практикумы.

Организационно педагогические основы обучения

  • В секции фитбол-гимнастика занимаются девочки в возрасте 15-17 лет, имеющие допуск от врача-терапевта.

  • Набор детей проводится в ГАОУ «Липецкий медицинский колледж» по заявлениям.

  • При успешном освоении программы обучающиеся переводятся на следующий год обучения.

  • Форма проведения занятий — групповая.

Сроки реализации программы

Год обучения

Кол-во часов в неделю

Кол-во недель в году

Кол-во часов в году

V

6

34

204

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.

Содержание программы «Фитбол-гимнастика»

Теоретическая часть:

Правила безопасности на занятиях фитбол-гимнастикой и профилактика травматизма. Характеристика и содержание фитбол-гимнастики. Введение в предмет.

Понятие «здоровье», влияние окружающей среды на здоровье, понятие здоровый образ жизни.

Основы личной гигиены. Правила личной гигиены, гигиена одежды во время занятий физическими упражнениями, места занятия.

Правила закаливания с помощью воздушных, водных процедур.

Основы здорового питания. Правила здорового образа жизни.

Практическая часть:

Комплекс общеразвивающих упражнений (с музыкальным сопровождением). Диагностика двигательной активности. Тест на степень подготовленности к физическим нагрузкам (ГТО). Скоростно-силовые качества: прыжок в длину с места, сгибание, разгибание рук в упоре, поднимание туловища из положения, лежа на спине (кол-во раз в 1 мин.), наклон вперед из положения, стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см. Приложение 2).

Фитбол-гимнастика

1.Строевые упражнения. Строевые приемы: «Становись!», «Разойдись!», повороты «Направо!», «Налево!» при шаге на месте, переступанием.

Походный шаг на месте и в движение.

Построение в шеренгу, колонну, круг. Перестроение в рассыпную, в шеренги и колонны по ориентирам или выбранным водящим. Передвижения по кругу, в обход (шагом и бегом) с различными видами фигурной маршировки, за педагогом.

Размыкание на вытянутые руки вперед, в стороны.

По мере освоения все строевые упражнения можно выполнять с мячом в руках (или на голове).

2.Общеразвивающиеупражнения

Общеразвивающие упражнения, сидя на мяче, без предметов: основные движения рук, ног, туловища, комбинированные упражнения; прыжки, бег.

Общеразвивающие упражнения с фитболом: ОРУ с мячом в руках, перекаты, броски, ловля, отбивание мяча от пола.

Общеразвивающие упражнения, сидя на мяче, с предметами: с платочками, ленточками.

Прыжковые упражнения: прыжки на месте: на двух, на одной; ноги врозь-вместе. Прыжки с продвижением вперед-назад, вправо-влево.

3.Упражнения в равновесии.

Равновесие в стойке на одной с опорой коленом другой о мяч, руки в стороны. Равновесие в стойке на одной, другая согнута вперед, мяч на голове. Равновесие в положении сидя на мяче, с захватом его ногами, руки в стороны.

4. Акробатические упражнения.

Группировки в приседе, седе, лежа. Перекаты вправо, влево.

5. Упражнения направленные на развитие гибкости и подвижности суставов.

Суставная гимнастика. Статические и динамические упражнения на растягивание.

6. Базовые упражнения фитбол-гимнастика.

Основные исходные положения: сед на мяче; лежа спиной на мяче; лежа животом на мяче; упор, лежа бедрами на мяче; лежа боком на мяче; упор боком на мяче, упор, стоя животом на мяче.

Пружинные движения: сидя на мяче (медленно и быстро).

Перекаты и переходы: из упора присев, руки на мяче, в упор, лежа животом на мяче; из положения сидя на мяче в положение лежа спиной на мяче; из положения сидя на мяче в положение стоя, придерживая мяч рукой.

7. Комплексы упражнений.

«Фитбол-ритмика» (танцевально-ритмическая направленность)

1.Специальные упражнения для согласования движений с музыкой. Хлопки, хлопки по мячу, притопы на каждый счет и через счет. Выполнение игровых заданий на определение ритмического рисунка.

2.Основы хореографии.

Танцевальные позиции ног: первая, вторая, третья. Танцевальные позиции рук: подготовительная, первая, вторая, третья; перевод рук из одной позиции в другую.

Стоя спиной к опоре: полуприседы; подъемы на носки; выставление ноги вперед на носок, в 6 сторону на носок; поднимание согнутой и прямой ноги вперед, в сторону.

3.Базовые шаги фитбол-гимнастики и их связки March (марш); step-touch (приставной шаг) вперед, назад, вправо, влево; knee up (подъём колена): jumpingjack (прыжок ноги врозь — вместе); lunge (выпад); jog (бег).

4. Танцевальные шаги.

Шаг на носках, с носка (с мячом в руках). Сидя на мяче «елочка», «гармошка», «ковырялочка», «шаг с притопом», «перекатный шаг».

5.Комплексы упражнений.

«Фитбол-атлетика» (общеукрепляющая направленность) –

Упражнения для мышц спины, брюшного пресса, ног (передняя поверхность бедра), рук и грудных мышц.

«Фитбол-коррекция» (профилактико-коррегирующая направленность)

1.Упражнения на формирование правильной осанки.

Упражнения для создание представления и формирование правильной осанки. Комплексы ОРУ стоя у опоры. Упражнения с мячом на голове. Комплексы упражнений на укрепление различных мышечных групп в различных исходных положениях (лежа на полу, сидя, с мячом в руках, с мячом в ногах).

2.Упражнения для профилактики плоскостопия.

Ходьба на носках и пятках с мячом в руках. Сидя на мяче и сидя на полу (стопы, на мяче): разведение, сведение носков, пяток, «гармошка», «елочка» и др..

3.Упражнения для укрепления пальцев рук и развитие мелкой моторики.

Упражнения пальчиковой гимнастики: упражнения с речитативами (стихи, сказки, игры) сидя на мяче.

4.Упражнения на дыхание, расслабление и релаксацию.

Встряхивающие движения. Поглаживание, растирание, похлопывание рук, ног, туловища (самомассаж). Дыхательные упражнения.

Комплексы упражнений фитбол-гимнастика –

1. Творческие и игровые задания;

2.Эстафеты;

3.Комплексы упражнений.

Диагностика (Тестирование физических качеств).

Занятия с фитболом проводятся по подгруппам 10-15 человек, с учетом групп здоровья. Они проводятся по традиционным частям: подготовительная, основная и заключительная.

1) Подготовительная часть включает ходьбу вокруг мячей «змейкой», бег вокруг мячей друг за другом, на спине и пружинистые покачивания. Они обеспечивают выравнивание спины в нейтрально-оптимальное положение, возбуждает согласованную активизацию мышц позвоночника; тренируют правильную установку центра тяжести при динамической основе в поддержке туловища. 

 2) В основной части занятия используются и.п. — лежа животом на мяче, лежа спиной на мяче, лежа боком на мяче, а так же лежа на полу мяч под ногами, прыжки на мяче с продвижением вперед, перекаты на животе на мяче. Упражнения, выполняемые в данных и.п. – позволяют развивать и постепенно увеличивать силовую выносливость мышц, укрепить координацию движений; повысить неспецифические защитные силы организма. 

3) Заключительная часть: проводится в и.п. — сидя на мяче — это дыхательные упражнения на релаксацию в сопровождения медленной музыки, ходьба и бег вокруг мячей, упражнения на дыхание, релаксация на мяче и т.д.

Тематическое планирование «Фитбол-гимнастика»

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Правила безопасности на занятиях фитбол-гимнастикой и профилактика травматизма. Характеристика и содержание фитбол-гимнастики. Введение в предмет.

2

2

2

Понятие «здоровье», влияние окружающей среды на здоровье, понятие здоровый образ жизни.

1

1

3

Основы личной гигиены. Правила личной гигиены, гигиена одежды во время занятий физическими упражнениями, места занятия.

1

1

4

Правила закаливания с помощью воздушных, водных процедур.

1

1

5

Основы здорового питания. Правила здорового образа жизни.

1

1

6

«Фитбол-гимнастика».

66

66

7

«Фитбол-ритмика».

40

40

8

«Фитбол-атлетика».

40

40

9

«Фитбол-коррекция».

40

40

10

Комплексы упражнений фитбол-гимнастика.

8

8

11

Диагностика.

4

4

12

Итого:

204

6

198

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

программы «Фитбол-гимнастика»

Программа включает в себя такие формы занятий как беседа, тренировочный процесс, тестовые испытания.

Применяются такие методы работы как наблюдение, сравнение, анализ, самоанализ, демонстрация.

Для подготовки и проведения занятий используется методическая литература и методические разработки.

Материально-техническая база: спортивный зал, фитбол-мячи, секундомеры;

Техническое оснащение занятий: магнитофон, мультимедийные установки, видеокамера.

Оборудование спортивное:

  1. Гимнастические коврики, маты.

  2. Мячи.

  3. Фитбол-мячи диаметром: 65см.

  4. Аудиозаписи.

  5. Видеокурс по фитнес – аэробике.

  6. Видеокурс на DVD танцевальная аэробика.

  7. Тренажёры.

  8. Скакалки.

  9. Обручи.

Рекомендованная литература

Рекомендованная литература для педагогов:

1. Коджаспиров, Ю.Г. Функциональная музыка. Что это такое? //Физическая культура в школе. — 1986,- № 11 — С.56.

2. Коджаспиров, Ю.Г. Музыкальная оптимизация заключительной части урока. (Функциональная музыка на уроках физической культуры в школе).//Физическая культура в школе. -1987. — № 2 — С. 3-24.

3. Куду, Э.А. Женская гимнастика / Э.А. Куду, Л.О.Яансон -М.:ФиС, 1972. — С.20-27.

4. Куду, Э.А. Об использовании музыки на занятиях физкультурой //Труды по физической культуре. — М.: ФиС, 1975. — вып.6 -С. 224-226.

5. Крючек, Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий: уч.- метод. пособ. /Е.С. Крючек- М.: Терра-Спорт, Олимпия пресс, 2001.-64с, ил. (Библиотечка тренера)

6. Оздоровителбная гимнастика: теория и методика. Высшее образование/ Ю.В.Менхин, А.В.Менхин – Ростов – на – Дону, «Феникс», 2002г.

7. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: учеб. пособ. для студ-тов вузов физ.культ. /Под ред. Е.Б. Мякинченко и М.П. Шестакова.- М.: СпортАкадемПресс, 2002. — 304с.

8. Брыкин, А.Т. Гимнастика /А.Т. Брыкин. — М.: ФиС, 1971. -С. 136-138, 147-153.

9. Бурбо, Л. Фитбол за 10 минут в день /Л. Бурбо. — Ростов на Дону: Феникс, 2005.- 160 с.

10. Водопьянова, Н.Е. О влиянии ритмической гимнастики на психическое состояние /Л.И.Житинская, Т.Н. Манина, Л.В. Третьякова //Сборник статей Межвуз. конф.: Вопросы физического воспитания студентов, 1987. — №20. — С.109-114.

11. Двигательная реабилитация и гимнастические мячи:- метод. пособ.- М.: Московский стоматологический институт им. Н.А. Семашко, кафедра физ. реабилитации, 1995.- 12 с.

12. Евдокимова, Е.А. Фитбол-гимнастика в оздоровлении организма / Е.А. Евдокимова, Е.Ю. Клубкова, М. Д, Дидур. — СПб, 2000.

13. Иванова, О.А. Занимайтесь ритмической гимнастикой / О.А. Иванова, И.Н. Шарабарова. — М.: Советский спорт, -1988.-65 с.

14. Крючек, Е.С. Нетрадиционные виды гимнастики в массовой физкультурно — оздоровительнойработе: учеб. пособ. / Е.С. Крючек, Л.Т. Кудашова, А. А. Сомкин, О.М. Малышева.- СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1994. — 76 с.

15. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособ. /Б.Х, Ланда. -М.: Советский спорт, 2005.- 2-е изд.- 192 с.

16. Леонтьев, А.В. Лечебная физкультура для детей со сколиозом и другими нарушениями осанки. Методические рекомендации для врачей и инструкторов ЛФК /А.В. Леонтьев.- СПб., 1997.

17. Лечебная физическая культура: Справочник/ В.А. Епифанов, В.Н. Мошков, Р.Н. Антуфьева и др.- М.: Медицина, 1988.- 528с.

18. Лисщкая, Т.С. Аэробика: Частные методики / ТС. Ли-сицкая, Л.В. Сиднева.- М.: Федерация аэробики России, 2002.-T.I.-232 с

19. Лисицкая, ТС. Аэробика: Частные методики / Т.С. Ли-сицкая, Л.В. Сиднева.- М.: Федерация аэробики России, 2002.Т.Н.-216

20. Лисщкая, Т.С. Ритм + пластика/Т.С. Лисицкая. — М.: ФиС, 1987.- 160 с. 19

21. Лукина, Г.Г. Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников в процессе физического воспитания: автореф. дисс… канд. пед. наук/ Г.Г. Лукина.- СПб. -2003.-18 с.

22. Матов, В.В. Ритмическая гимнастика/ В.В. Матов, О.А. Иванова, А.А. Ланцберг. — М.: ФиС, 1985. — 64 с.

23. Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений /Л.Д. Назаренко.- М.: Владос-Пресс, 2002.- 240 с.

24. Казакевич, Н.В. Ритмическая гимнастика: метод, пособ./ Н.В. Казакевич, Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилева — СПб.: Познание, 2001.-104 с.

25. Попова, ВТ. Содержание и методика проведения занятий ритмической гимнастикой: лекция /В.Г. Попова. — Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1986-22 с.

26. Попова, Е.В. Средства и методы оздоровительной аэробики: учеб.-методич. пособие /Е.В. Попова, М.А. Савенко.- СПб.: ЛГУ имени А.С. Пушкина, 2005.- 28

27. Риттер-Клейганс, М. Гимнастика позвоночника. Справочник здоровья/ М. Риттер-Клейганс //Пер с нем. Б.Григорьева.- М.: Сигма-Пресс, Феникс, 1997.

28. Руднева, С.А. Ритмика. Музыкальное движение/С.А. Руднева, З.М. Фиш. — М.: Просвещение, — 1972. — с.334.

29. Рыбища, А. Джаз гимнастика — современная форма танцевально-гимнастических упражнений /А. Качински // Гимнастика. -М., 1984.-вып1.-С.73-75.

30. Сверчкова, О.Ю. Фитбол-тренинг: пособие по фитбол-аэробике и фитбол-гимнастике/О.Ю. Сверчкова, ТВ. Левченкова, СВ. Веселовская.- М.: ННОУ Центр «ФИТБОЛ», 2002.- 32с.

31. Смолевский, В.М. Нетрадиционные виды гимнастики / В.М. Смолевский, Б.К. Ивлиев. — М .: Просвещение, 1992. — 80 с.

32. Солонинкина, В.А. Методическая разработка по обучению танцевальным шагам и комбинациям на уроках физической культуры в школе / В.А. Солонинкина, А.Н. Ключникова, Н.Ю. Соболева.-Л., 1991.-30 с.

33. Тихомирова, И.В. Йога на фитболе: Способ жить без устали //И.В. Тихомирова.- СПб.: Невский проспект, 2005.- 128 с. (Серия «Эффект за 15 минут»).

34. Тихомирова, КВ. Фитнес для ленивых: фитбол дома/И.В. Тихомирова.-СПб.: Невский проспект, 2004.- 160с.(Серия«Эффектза 15минуг»). 20

35. Фирилева, Ж.Е. Методическая разработка и материалы к проведению занятий по ритмической гимнастике в школе (для уч-ся 5-9 и 10-11 классов) /Ж.Е. Фирилева — Л., 1987. — 60 с.

36. Фитбол в нашей жизни//Смена, 1999.- 10.11. 52. Шенкман, СБ. Танцующая аэробика // Наука и жизнь. — М., 1984. — №7- С.116-118. Рекомендуемая литература для занимающихся 1. Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия /К. Купер. -М.: ФиС, 1989.- 224 с. 2. Сайкина, Е.Г. «Фитбол-аэробика и классификация её упражнений»// Теория и практика физической культуры.- 2004.- 07. -С. 43-46. 3. Сайкина, Е.Г. Фитнес в школе: учеб.-метод. пособ. /Е.Г. Сайкина — СПб.: Утро, 2005. — 170 с.

Приложения

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата

Часы

1

Правила безопасности на занятиях фитбол-гимнастикой и профилактика травматизма.

1

2

Характеристика и содержание фитбол-гимнастики. Введение в предмет.

1

3

Понятие «здоровье», влияние окружающей среды на здоровье, понятие здоровый образ жизни.

1

4

Основы личной гигиены. Правила личной гигиены, гигиена одежды во время занятий физическими упражнениями, места занятия.

1

5

Правила закаливания с помощью воздушных, водных процедур.

1

6

Основы здорового питания. Правила здорового образа жизни.

1

Фитбол-гимнастика

60

7

Строевые упражнения (без мяча и с мячом)

2

8

Построение в шеренгу

2

9

Перестроения

2

10

Размыкания

2

11

Общеразвивающие упражнения

8

12

Упражнения в равновесии

8

13

Акробатические упражнения

8

14

Упражнения на гибкость

8

15

Базовые упражнения «фитбол-гимнастики»

10

16

Перекаты, переходы с мячом, на мяче

10

Фитбол-ритмика

40

17

Спец. упражнения для согласования движений с музыкой.

4

18

Основы хореографии

4

19

Танцевальные шаги

4

20

Танцевальные шаги с мячом

4

21

Ритмические танцы

4

22

Базовые шаги ФА

4

23

Базовые связки ФА

4

24

Базовые шаги ФА с мячом

4

25

Базовые связки ФА с мячом

4

26

Комплексы упражнений

4

Фитбол – атлетика (общеукрепляющая)

Упражнения, направленные на развитие силы:

40

27

На мышцы спины

4

28

На мышцы брюшного пресса

4

29

На мышцы ног передней поверхности

6

30

На мышцы ног задней поверхности

6

31

На мышцы ног внутренней поверхности

6

32

На мышцы ног средне ягодичной поверхности

6

33

На мышцы рук

4

34

На мышцы груди

4

Фитбол – коррекция (профилактико – коррегирующая направленность)

Упражнения на формирование осанки:

40

35

Комплексы ОРУ стоя у опоры

2

36

Упражнения с мячом на голове

2

37

Упражнения в положении лёжа на полу

4

38

Упражнения в положении сидя

4

39

Упражнения с мячом в руках с мячом в ногах

4

40

Упражнения для профилактики плоскостопия: Ходьба на носках и пятках с мячом в руках

4

41

Упражнения, сидя на мяче и сидя на полу

4

42

Упражнения на разведение, сведение носков и пяток

4

43

Упражнения для укрепления пальцев рук (кистевой отдел)

4

44

Упражнения на дыхание, расслабление и релаксацию

4

45

Упражнения на потягивание (на мяче)

2

46

Комплексы упражнений ФГ

2

Диагностика

4

Итого:

204

Приложение 2

Оценка уровня физических способностей студентов

Тестирование физических качеств проводятся со студентами дважды: в начале учебного года, через месяц (октябрь) и в конце (май). Для диагностики используется методика ГТО физической подготовленности детей. Воспитанники должны сдать 4 теста: на скорость, силу, гибкость.

Виды испытаний (тесты) и нормы

Тесты

Уровень физической подготовленности

Девочки

высокий

средний

низкий

1. Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз в 1 мин.)

40

30

20

2. Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см)

+16

+9

+7

3. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)

185

170

160

4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу(кол-во раз)

16

10

9

Приложение 3

Требования к результатам обучения студентов

Студентки  будут:

знать:

— назначение спортивного зала и правила поведения в нем;

— свойства и функции мяча;

— причины травматизма и правила безопасности на занятиях фитбол-аэробикой, самостраховка;

— влияние занятий фитбол-аэробикой на организм, понятие осанки;

— профилактику нарушений осанки и плоскостопия;

— основы личной гигиены при занятиях физическими упражнениями;

— основы здорового образа жизни;

— направленность различных упражнений фитбол-аэробики для развития двигательных способностей (силы, гибкости, выносливости, ловкости).

уметь:

— выполнять правила техники безопасности на занятиях фитбол-аэробикой;

— выполнять комплексы упражнений программы по фитбол-аэробике, иметь определенный двигательный «запас» общеразвивающих и танцевальных упражнений;

— ритмично двигаться в различном музыкальном темпе и владеть основами хореографических упражнений;

— выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой;

— владеть приемами самостраховки;

— выполнять комплексы упражнений программы по фитбол-аэробики;

— выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки и профилактике плоскостопия;

— выполнять комплексы упражнений раздела программы фитбол-гимнастики: выполнять комплексы упражнений на развитие силы мышц рук, ног, туловища (спины, брюшного пресса);

— выполнять правильно упражнения стретчинга;

— выполнять ритмические танцы и творческие задания на импровизацию движений;

— владеть техникой базовых шагов фитбол-аэробики. А так же демонстрировать уровень физической подготовленности соответственно возрастным нормативам физического развития.

Приложение 4

Требования к фитбол-гимнастике

1. Основные правила занятий с мячом:

 угол, сформированный туловищем и ногами в положении сидя должен быть больший, чем 90°.

 не пытаться перелезть через мяч сзади, садитесь на него только спереди.

 на занятиях необходимо использовать устойчивые, правильно надутые мячи.

  необходимо регулярно проверять осанку, особенно «S-образную» форму спины и правильность посадки.

  ноги занимающего должны всегда находиться в контакте с полом. Тело (рука или ягодицы) должно постоянно поддерживаться мячом.

  необходимо постоянно контролируйте физическое усилие и, главное, наслаждаться занятием.

  избегайте использовать мячом, размер которого слишком мал для ребенка. Это может стать причиной неправильной осанки и даже вызвать боль.

  недостаточно надутый мяч приводит к неправильной посадке «в подвешенном состоянии».

  необходимо избегать внезапных, неуправляемых движений мышцами. «Обе ноги постоянно и одновременно должны касаться пола на протяжении всей тренировки с мячом».

  при работе с мячом качество должно преобладать над количеством.

2. Основные требования к мячам — фитболам

1) Размер мяча:

  Мяч должен быть надут так, чтобы под весом тела поверхность контакта с полом увеличилась совсем немного. Должны быть возможными упругие подскоки. Как указано на упаковке, мячи выдерживают нагрузку до 300 кг.

2) Одежда:

  Удобная спортивная одежда. Оптимальный вариант — босиком или легкая спортивная обувь с не скользкой подошвой.

3) Покрытие для пола:

  Поверхность пола должна быть ровной и гладкой.

  Гимнастический мат, пол, покрытый ковром или специальным линолеумом, в редких случаях паркет.

  Необходимо убедиться, что в помещении нет колющих и режущих предметов. Проверьте, нет ли каких-либо булавок или металлических застежек на одежде, которые могут проколоть мяч.

  Помните также, что риск прокола мяча существенно возрастает при использовании его на улице.

4) Место для выполнения упражнений:

  Сохранять безопасную дистанцию во всех направлениях.

  Помещение приспособленное для занятий физкультурой.

5) Хранение фитболов:

 Держать мяч вдали от нагревательных приборов, а также не допускать их долгого пребывания под прямыми лучами солнца (свыше 30 градусов), так как материал, из которого сделаны мячи, может расплавиться. Правильное обращение и соблюдение мер предосторожности позволит использовать один и тот же мяч долгие годы даже в том случае, если его будут сдувать и надувать очень часто.

 [/su_expand]