Словосочетание «физическая культура» появилось в Англии.
Физическая культура — это область социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.
Физическая культура развивает организм гармонично и сохраняет физическое состояние на долгие годы. Физическая культура — это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни.
Основные показатели состояния физической культуры являются: уровень здоровья и физического развития людей, использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, в организации досугов. Результатом ее деятельности является физическая подготовленность и показатель совершенства двигательных умений и навыков, уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие.
Элементы физической культуры: 1.Утренняя зарядка; 2.Физические упражнения; 3.Двигательная активность; 4.Любительский спорт; 5.Физический труд; 6.Закаливание организма; 7. Личная гигиена.
Физкультура благотворно влияет на нервно-эмоциональную систему, продлевает жизнь, омолаживает организм, делает человека красивее и радостнее. Отказ от занятий физкультурой приводит к плохому настроению, унынию, потере физических качеств (выносливость, сила, гибкость).
Самостоятельные занятия физической культурой
Цель самостоятельных занятий физкультурой является сохранение и укрепление здоровья, полезное проведение времени, воспитание личностных качеств, освоение физкультурных навыков и умений. Самостоятельные занятия физической культурой решают конкретные проблемы конкретного человека и разрабатываются в этом случае строго с учетом индивидуальных особенностей личности и причин, порождающих проблему. Занятия физкультурой улучшают обмен веществ и кровообращение, укрепляют сердце, сосуды и легкие, развивают мышцы, избавляют от многих болезней, положительно влияют на психоэмоциональную сферу, делают человека стройнее и красивее, помогают всегда быть активными, работоспособными, сохранять интерес к жизни до конца своих дней. При этом необходимо придерживаться основных принципов самостоятельных занятий физической культурой, таких как: 1. Принцип систематичности; 2. Принцип индивидуальности; 3. Принцип рациональности физических нагрузок (постепенное увеличение физических нагрузок и их оптимальное сочетание с отдыхом); 4. Принцип всестороннего физического развития (целенаправленно развивать основные физические качества — выносливость, силу, гибкость, ловкость и др.); 5. Принцип уверенности в необходимости занятий; 6. Принцип врачебного контроля и самоконтроля.
Физические нагрузки различаются количественным и качественным влиянием на организм. Они делают более интенсивным обмен веществ и расход энергетических ресурсов. От степени их расходования зависит утомление, субъективно выражаемое чувством усталости. Без утомления функциональные возможности организма не повышаются. После выполнения физической нагрузки работоспособность обычно снижается и для её восстановления нужен отдых. При мышечном утомлении в организме уменьшаются запасы гликогена, находящегося в печени и мышцах, а в крови увеличивается содержание недоокисленных продуктов обмена веществ, поэтому при активных занятиях физкультурой следует в рацион питания включать больше овощей и фруктов, помогающих поддерживать кислотно-щелочное равновесие в организме.
Выполнение оптимальных физических нагрузок является важнейшим моментом при самостоятельном занятии физкультурой. Согласно принципу Арндта — Шульца малые нагрузки не оказывают заметного влияния на организм, средние наиболее благоприятны, а сильные могут нанести вред. Если сразу после выполнения физических упражнений частота пульса не более 120 ударов в минуту, то нагрузка считается малой, 120—160 — средней, более 160 — большой. Максимальной является физическая нагрузка, после которой частота пульса равна числу, определяемому вычитанием из числа 220 своего возраста в годах.