Рекомендации преподавателю физической культуры

Урок — это форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями).

Урок необходимо проводить по заранее подготовленному преподавателем плану, который должен соответствовать учебной программе. Очень важно, чтобы новый материал урока был увязан с материалом предыдущих и последующих уроков. Новыми знаниями и закреплением ранее усвоенного материала, должен обогащать каждый урок.

Также, преподаватель должен проводить урок на высоком уровне, используя средства, методы, цели, которые соответствуют возрастным особенностям учащихся. Важно использовать и различные наглядные пособия, способствующие прочному и глубокому усвоению изучаемого на уроке материала.

В зависимости от цели урока, содержания учебного материала и практического опыта преподавателя рекомендуют следующие типы уроков:

— комбинированные (смешанные),

— вводные уроки,

— уроки сообщения новых знаний. При объяснении нового материала необходимо:

— записать основные вопросы на доске и по ним вести объяснение, учитывая полученные ранее знания и опыт практической деятельности обучающихся;

— разъяснить обучающимся значение изучаемого материала для их производственной деятельности;

— излагать материалы последовательно, доходчиво, четко, логично, приводя примеры из практики производственного предприятия, отрасли и т.д.;

— для активизации обучающихся на уроках и более прочного усвоения ими учебного материала устное изложение чередовать с упражнениями, беседой, вопросами, записями в тетради основных формулировок и выводов;

— трудно усваиваемые термины записывать на доске и объяснять их смысл;

— использовать учебно-наглядные пособия, технические средства обучения.

— уроки повторения. Основными методами повторения пройденного материала являются:

— фронтальный опрос;

— индивидуальный опрос;

— самостоятельная работа обучающихся (письменные ответы на вопросы преподавателя; решение задач, упражнений; выполнение работ по составлению таблиц, диаграмм, графиков; выполнение работ над раздаточными материалами со справочной литературой);

— повторение материала с использованием учебника.

— урок обобщения и закрепления знаний. Наиболее распространёнными методами закрепления знаний являются ответы на вопросы преподавателя, подбор примеров по теме урока, упражнения, лабораторные и контрольные работы по индивидуальным карточкам – заданиям, рассчитанные на 10-15 мин. Для закрепления следует выбирать наиболее трудные и важные вопросы, понимание которых облегчит обучающимся самостоятельную работу дома. В процессе закрепления преподаватель обобщает ответы обучающихся и делает выводы.

Домашнее задание служит логическим заключением урока. Его цель – дальнейшее усвоение, закрепление, расширение знаний, умений и навыков обучающихся.

Виды домашних заданий:

— изучение материала, пройденного на данном уроке, по учебнику и конспекту;

— чтение дополнительной литературы, которую преподаватель подбирает в зависимости от содержания данного урока, степени подготовленности обучающихся и их возрастных особенностей.

— урок практических умений и навыков;

— кино-уроки. Использование мультимедиа (презентации, видео-фильмы и т.п.);

— уроки-экскурсии.

Какие требования к уроку сейчас?

Дидактические требования к уроку

  • Четкое формулирование образовательной цели в целом и ее составных элементов, ее связь с развивающими и воспитательными задачами.

  •  Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности студентов.

  •  Прогнозирование уровня усвоения студентами научных знаний, умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах.

  •  Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения стимулирования и контроля. Их оптимального воздействия на каждом этапе урока.

  •  Выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание раз личных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении.

  •  Реализация на уроке всех дидактических принципов.

  •  Создание условий для успешного обучения

Психологические требования к уроку:

Психологическая цель урока:

  • проектирование развития студентов в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

  • учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

  •  предусмотренные отдельные средства психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие студентов.

Стиль урока

1) Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

  • соотношение нагрузки на память студентов и их мышление;

  • определение объема воспроизводящей и творческой деятельности;

  • планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов преподавателя, из учебника, пособия) и в процессе самостоятельного поиска;

  • выполнение преподавателем и студентом проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

  • учет контроля, анализа и оценки деятельности студентов, осуществляемых преподавателем, а также взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа студентов;

  • соотношение побуждения студентов к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой;

  • установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).

2) Особенности самоорганизации преподавателя:

  • подготовленность к уроку — главное осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;

  • рабочее самочувствие в начале урока и в ходе его (собранность, настрой с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

  • педагогический такт (случаи проявления);

  • психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности студентов:

1) Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения:

  • планирование путей восприятия студентами изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

  • использование установок в форме убеждения, внушения;

  • планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности студентов;

  • использование различных форм работы для актуализации в памяти студентов ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению).

2) Организация деятельности мышления и воображения студентов в процессе формирования новых знаний и умений:

  • определение уровня сформированных знаний и умений у студентов (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выводов);

  • опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображения студентов;

  • планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы студентов на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности студентов);

  • руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

  • использование различных видов творческих работ студентов (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформление работы);

3) Закрепление результатов работы:

  • формирование навыков путем упражнений;

  • обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность студентов:

  • отношение студентов к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;

  • возможные группы студентов по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы на уроке.

Учет возрастных особенностей студентов:

  • планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями студентов;

  • проведение урока с учетом сильных и слабых студентов; дифференцированный подход к сильным и слабым студентам.

Этапы урока

  • Организационный момент, студент должен быть готов к уроку (психологический настрой).

  • Проверка домашнего задания, студент должен усвоить пройденный материал, иначе бесполезно приступать к новому материалу.

  • Проверка знаний, умений и навыков студентов, необходимых для восприятия нового материала.

  • Необходимо перед началом урока озвучивать студентам цели и задачи.

  • Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний — это центральное звено урока.

  • Первичная проверка понимания нового материала: организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу (возможна смена вариантов).

  • Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

  • Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

  • Домашнее задание к следующему уроку, в том числе ранее пройденного учебного материала, необходимого для восприятия следующей темы.

  • Необходимо подвести итоги урока, в том числе оценить деятельность студентов и объявить оценку («отметку»). Ссылки:

http://student39.ru/lector/Rekomendatsii_po_organizatsii_uroka/

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/rekomendatcii_po_provedeniyu_uroka_135737.html