Рекомендации преподавателю физической культуры
Урок — это форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями).
Урок необходимо проводить по заранее подготовленному преподавателем плану, который должен соответствовать учебной программе. Очень важно, чтобы новый материал урока был увязан с материалом предыдущих и последующих уроков. Новыми знаниями и закреплением ранее усвоенного материала, должен обогащать каждый урок.
Также, преподаватель должен проводить урок на высоком уровне, используя средства, методы, цели, которые соответствуют возрастным особенностям учащихся. Важно использовать и различные наглядные пособия, способствующие прочному и глубокому усвоению изучаемого на уроке материала.
В зависимости от цели урока, содержания учебного материала и практического опыта преподавателя рекомендуют следующие типы уроков:
— комбинированные (смешанные),
— вводные уроки,
— уроки сообщения новых знаний. При объяснении нового материала необходимо:
— записать основные вопросы на доске и по ним вести объяснение, учитывая полученные ранее знания и опыт практической деятельности обучающихся;
— разъяснить обучающимся значение изучаемого материала для их производственной деятельности;
— излагать материалы последовательно, доходчиво, четко, логично, приводя примеры из практики производственного предприятия, отрасли и т.д.;
— для активизации обучающихся на уроках и более прочного усвоения ими учебного материала устное изложение чередовать с упражнениями, беседой, вопросами, записями в тетради основных формулировок и выводов;
— трудно усваиваемые термины записывать на доске и объяснять их смысл;
— использовать учебно-наглядные пособия, технические средства обучения.
— уроки повторения. Основными методами повторения пройденного материала являются:
— фронтальный опрос;
— индивидуальный опрос;
— самостоятельная работа обучающихся (письменные ответы на вопросы преподавателя; решение задач, упражнений; выполнение работ по составлению таблиц, диаграмм, графиков; выполнение работ над раздаточными материалами со справочной литературой);
— повторение материала с использованием учебника.
— урок обобщения и закрепления знаний. Наиболее распространёнными методами закрепления знаний являются ответы на вопросы преподавателя, подбор примеров по теме урока, упражнения, лабораторные и контрольные работы по индивидуальным карточкам – заданиям, рассчитанные на 10-15 мин. Для закрепления следует выбирать наиболее трудные и важные вопросы, понимание которых облегчит обучающимся самостоятельную работу дома. В процессе закрепления преподаватель обобщает ответы обучающихся и делает выводы.
Домашнее задание служит логическим заключением урока. Его цель – дальнейшее усвоение, закрепление, расширение знаний, умений и навыков обучающихся.
Виды домашних заданий:
— изучение материала, пройденного на данном уроке, по учебнику и конспекту;
— чтение дополнительной литературы, которую преподаватель подбирает в зависимости от содержания данного урока, степени подготовленности обучающихся и их возрастных особенностей.
— урок практических умений и навыков;
— кино-уроки. Использование мультимедиа (презентации, видео-фильмы и т.п.);
— уроки-экскурсии.
Какие требования к уроку сейчас?
Дидактические требования к уроку
-
Четкое формулирование образовательной цели в целом и ее составных элементов, ее связь с развивающими и воспитательными задачами.
-
Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности студентов.
-
Прогнозирование уровня усвоения студентами научных знаний, умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах.
-
Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения стимулирования и контроля. Их оптимального воздействия на каждом этапе урока.
-
Выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание раз личных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении.
-
Реализация на уроке всех дидактических принципов.
-
Создание условий для успешного обучения
Психологические требования к уроку:
Психологическая цель урока:
-
проектирование развития студентов в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
-
учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
-
предусмотренные отдельные средства психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие студентов.
Стиль урока
1) Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
-
соотношение нагрузки на память студентов и их мышление;
-
определение объема воспроизводящей и творческой деятельности;
-
планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов преподавателя, из учебника, пособия) и в процессе самостоятельного поиска;
-
выполнение преподавателем и студентом проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
-
учет контроля, анализа и оценки деятельности студентов, осуществляемых преподавателем, а также взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа студентов;
-
соотношение побуждения студентов к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой;
-
установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).
2) Особенности самоорганизации преподавателя:
-
подготовленность к уроку — главное осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;
-
рабочее самочувствие в начале урока и в ходе его (собранность, настрой с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
-
педагогический такт (случаи проявления);
-
психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).
Организация познавательной деятельности студентов:
1) Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения:
-
планирование путей восприятия студентами изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
-
использование установок в форме убеждения, внушения;
-
планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности студентов;
-
использование различных форм работы для актуализации в памяти студентов ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению).
2) Организация деятельности мышления и воображения студентов в процессе формирования новых знаний и умений:
-
определение уровня сформированных знаний и умений у студентов (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выводов);
-
опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображения студентов;
-
планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы студентов на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности студентов);
-
руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
-
использование различных видов творческих работ студентов (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформление работы);
3) Закрепление результатов работы:
-
формирование навыков путем упражнений;
-
обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
Организованность студентов:
-
отношение студентов к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;
-
возможные группы студентов по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы на уроке.
Учет возрастных особенностей студентов:
-
планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями студентов;
-
проведение урока с учетом сильных и слабых студентов; дифференцированный подход к сильным и слабым студентам.
Этапы урока
-
Организационный момент, студент должен быть готов к уроку (психологический настрой).
-
Проверка домашнего задания, студент должен усвоить пройденный материал, иначе бесполезно приступать к новому материалу.
-
Проверка знаний, умений и навыков студентов, необходимых для восприятия нового материала.
-
Необходимо перед началом урока озвучивать студентам цели и задачи.
-
Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний — это центральное звено урока.
-
Первичная проверка понимания нового материала: организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу (возможна смена вариантов).
-
Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
-
Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
-
Домашнее задание к следующему уроку, в том числе ранее пройденного учебного материала, необходимого для восприятия следующей темы.
-
Необходимо подвести итоги урока, в том числе оценить деятельность студентов и объявить оценку («отметку»). Ссылки:
http://student39.ru/lector/Rekomendatsii_po_organizatsii_uroka/
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/rekomendatcii_po_provedeniyu_uroka_135737.html